Статья 6116

Название статьи

СЛАБОСТЬ ОБРАЗА СИЛЬНОЙ ГЕРОИНИ («ГРОЗА» А. Н. ОСТРОВСКОГО) 

Авторы

Богданова Ольга Владимировна, доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 11), olgabogdanova03@mail.ru

Индекс УДК

82-21

Аннотация

Актуальность и цели. Изменения в системе восприятия литературных произведений с течением времени обусловливают необходимость обращения к классическим текстам русской литературы. Цель работы – проанализировать образ центральной героини пьесы А. Н. Островского «Гроза» с точки зрения современной науки.
Результаты. В статье на основе тщательного анализа текста показано, что характер Катерины, главной героини драмы, создан писателем нецельным и противоречивым, лишающим персонаж традиционно приписываемых ей силы и стойкости. Автор статьи показывает, что драматург следовал тенденциям демократической критики той поры, прежде всего рекомендациям революционного демократа Н. А. Добролюбова, и на этом пути осуществил искусственную подмену конфликта любовного конфликтом социальным – первую влюбленность героини представил в виде ее гражданской позиции, общественные порядки сделал ответственными за незрелость ее любовных чувств.
Выводы. В статье показано, что единый образ Катерины отчетливо распадается на два самостоятельных характера, не имеющих общих точек соприкосновения. Изучение системы образов пьесы «Гроза» позволяет уяснить, что «любовный треугольник» драмы сформирован искусственно и немотивированно. Трагическая смерть героини прочитывается как случайная.

Ключевые слова

русская драматургия середины ХIХ в., драматургия А. Н. Островского, пьеса «Гроза», образ главной героини, система образов, конфликт

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Островский, А. Н. Гроза / А. Н. Островский // Собр. соч. : в 6 т. / А. Н. Островский. – М. : Терра, 1999. – Т. 2. Пьесы. 1857–1865. – С. 35–90.

 

Дата создания: 23.05.2016 16:06
Дата обновления: 07.07.2016 13:39